Joyfolk (joyfolk) wrote,
joyfolk

Полярный дневник, часть 8

Река и тундра

Утро. Окончательно определились со своими дальнейшими действиями. Сначала думали дойти до первого порога, именуемого здесь не иначе как “первым водопадом”, по воде, с последующим подъемом против течения, либо разобрать кат и волоком обратно на дорогу. Это, по нашим прикидкам, километра 4-6. Потом победила лень. решили просто сходить пешком посмотреть. Дима с Олегом сначала вроде с энтузиазмом отнеслись к идее, что мы пойдем берегом, а они на каяках,  но потом передумали. Дима пойдет с нами, а Олег останется караулить лагерь и ловить машины.

Андрей, Лика и Дима на пути к порогу

После завтрака разобрали катамаран, расстелили сушиться шкуру и пошли.

Вася в тундре

Идем вдоль реки, по тундре. Кочки, болотца, тучки мошки, грибы, комары да мох с кустарником. Мох кстати очень мягкий, сначала идти по нему приятно, потом устаешь ”проваливаться” и  хочется поставить ногу на что-то твердое. Периодически попадаются довольно глубокие ручьи – канавы. Приходится идти в брод. Хорошо, что пока тепло. Жалко, что нету ветра.

Андрей в тундре

Прошли мы больше наших прикидок раза в полтора – два. На реке видели несколько мелких шкуродерных перекатов, ничем не отличающихся от виденных нами ранее. Количество кровососов превосходит наши ожидания. Сначала сопротивляюсь, но потом все-таки приходится идти в накомарнике. Постепенно привыкаешь. Забавно – проводишь по плечу ладонью и чувствуешь, как она намокает от крови полусотни – сотни убитых комаров.

Лика, спрятавшийся Дима и тундра

Наконец, срезая очередную петлю реки через гребень высокого холма, увидели, что чуть было не прошли какое-то каньонообразное сужение. С гребня, кстати, открывался потрясающий вид на дальнейший участок реки – многочисленные петли, глубоко прорезающие тундру на восток в сторону Оби. Вдоль гребня спустились вниз, и нашли этот самый порог “Первый водопад”.

Лонготьеган и тундра

Расположен этот порог на правом повороте реки, в том месте, где она довольно сильно сужается между высокими берегами. На выходе из порога берега – практически отвесные скалы. С водной точки зрения – ничего сложного. Несколько (штук пять) не слишком высоких сливов, с большим выбором возможных траекторий движения и некоторым количеством обливников. Много уловов. Сложность порядка 2+ КС/межд или 3 КС/совр.кар. Для каяка судить не берусь, для ката кажется тривиальным, единственно возможно заподлянка с обливником в середине ключевого (третьего слива) – лучше туда не въездать, обойдя по краю. Вообще по сложности, я бы сказал, примерно соответствует каким-нибудь Дудкам на Белом Черемоше. Жаль, что не пойдем. Впрочем, если это самый сложный порог на реке, если не считать собственно водопада, то может в плане воды мы не так много и теряем.

Порог 1

Порог 2

Кстати возле порога Вася поймал маленького птица. Сбыла мечта охотника с рогаткой ;). Когда же птенца обратно отпустили, то он, бедненький, уселся на ветку и с каменным видом сидел и моргал,  видимо никак не отходя от шока.

Васин птиц

Возвращались немного быстрее, срезав часть пути и попав под небольшой дождь. Успели прямо к обеду. Поймали машины: газель и джип, привезших на реку каких-то рыбаков. Им надо было срочно возвращаться, так как они боялись не успеть до последнего парома из Лабытнанг в Салехард. Проявив чудеса спешки дособираем катамаран, собираем рюкзаки и едем.

Цветы Лонготьегана

Километрах в 30-40 от Лабытнанг наш джип сломался и остался ждать эвакуатора, мы вынуждены были уплотниться все с вещами в газели. Было не просто, так как газель была пассажирская с кучей сидений, некуда было девать каяки и рюкзаки. Водители! Не покупайте неудобные для перевозки туристов газели!

Цветы и камни

Довезли нас до железнодорожного вокзала в Лабытнангах. Выгрузились, и водитель быстро укатил. Как оказалось, в спешке забыли в газели Димину самоклееную специальную каякерскую герму в которой еще и каска лежала. Правда (как выяснилось в последствии) мы прихватили взамен пакет с чужими болотными сапогами, но за ним вернулись, а вот герму обратно не отдали, наверное понравилась.

Вокзал в Лабытнангах – сооружение формой напоминающее космопорт. Правда он еще не до конца построен, но выглядит весьма и весьма современно. Ночуем здесь, в зале ожидания. Билеты можно будет купить только утром, так как кассы уже не работают.

Прогулялись по городу, заглянув в ближайший круглосуточный супермаркет (!). Закупили пива, продуктов в поезд. Я еще и муксуна копченого в магазине нашел, правда, непонятно довезу ли его до дома.

Пьем пиво и дрыхнем на скамейках. Ничего необычного.