Joyfolk (joyfolk) wrote,
Joyfolk
joyfolk

Еще раз про поход

Подробно и с картинками. Не забываем кликать на ссылки, чтобы увидеть все фотографии.

Урик после порога Чертики

Итак, с чего бы начать?.. Ну многие думаю знают, что в отдыхе я предпочитаю определенное разнообразие в плане выбора региона, маршрута, средств передвижения. Вот в этом году мне приспичило попасть куда-нибудь в район Байкала. Первоначально предполагалось организовать сплав по верховьям Лены, потом, когда это обломалось, пешком по Саянам. Однако и последний вариант не сложился. И вот сижу я в глубокой печали в связи с несостоявшимся отпуском и вдруг, зайдя на форум всем известного воднотуристического ресурса veslo.ru, натыкаюсь на предложение замечательной девушки Наташи из Владивостока, которой срочно нужен боец на катамаран на реку Урик, что в Саянах. Некоторое время я был в сильных сомнениях. Во-первых, Урик - это вроде как пятерка (правда поход заявлялся как четверка с обносом двух каньонов), а я выше тройки вроде как не хожу. Во-вторых, идти с абсолютно незнакомыми людьми в абсолютно незнакомый регион это все же несколько стремно. Сомнения решил просмотр найденного в моей коллекции ww-фильмов фильма Е. Сандлера по этой реке. Я решил, что точно еду и списался с Наташей. Но тут возникли определенные проблемы с тем, что меня то брали, то не брали. Разрешилось все это для меня исключительно положительно, но в самый последний момент. Просто вместо одного бойца, нашлась целая куча из разных мест и пришлось нас всех состыковывать. В итоге я и еще один едущий со мной москвич, Вадим, брали авиабилеты до Иркутска в самый последний момент и по сногсшибательной цене. Но главное - я ехал куда и хотел ;)

Еще одной особенностью этой поездки было то, что это был мой практически первый полет, да еще и с рюкзаками. Хорошо, оказалось, что общественной снаряги брать практически не нужно (включая каты). Плохо, что Вадим ее ухитрился таки набрать и чтобы у нас двоих не получилось перевеса я начал минимизировать по весу. В итоге я взял свой самый маленький и легкий 60-и литровый рюкзак и минимум шмоток (не считая фотоаппаратов, ехавших в ручной клади), за что меня долго и сильно били ругали. В свое оправдание могу сказать, что обещалась заброска колесами в воду и размер рюкзака тогда бы значения не имел.

Вобщем началось все так. Рано утром 4-го августа встречаемся с Вадимом в Шереметьево-1. Про безопасность в аэропорту я тут уже написал, не понравилось. Полет прошел нормально, я даже вроде выспался в итоге. Иркутск встретил жутко жарким и влажным воздухом, прям парило все. Потом нас развели на такси до ж/д вокзала (по-моему рублей за 400, при том что там маршрутки одна за другой ходят). На вокзале странность - все расписания, включая расписание электричек, по московскому времени (это при разнице в 5 часов). А вот в аэропорту, кстати, время местное. Героически не запутавшись почти сразу сели на последнюю электричку до Слюдянки.

Ехать до Слюдянки часа три. Пока ехали совсем стемнело. Все смотрел-высматривал Байкал, но его с электрички практически не видно. Интересная особенность электрички - остановки по требованию. Реально, как на городском транспорте. Жмут кнопку связи с машинистом и говорят хочу мол там то и там то выйти.

В Слюдянке нас почти сразу нашла Наташа. Мы бы ее и сами нашли, но какой-то местный извозчик сказал, что мол вроде ваши уже в какую-то машину грузятся и мол давайте быстрей бегите догоняйте, поэтому Вадим побежал, а я остался вещи на платформе сторожить. Странные они там какие-то, эти извозчики. Впрочем там в Слюдянке вообще все были странные, у них там день железнодорожника случился. Собственно поэтому в итоге мы ночевали не в палатках на берегу Байкала, а в здании вокзала (заплатив аж 10 рублей) из осторожности. Судя по тому в каком состоянии там мимо люди ходили осторожность была явно не лишней...

Я на набережной Слюдянки (еще снимки)

Итак - утро. Немного погуляли по Слюдянке, дождались когда приедут все участники похода и под небольшим дождиком погрузились на машину. Дальше нам предстояло много часов дороги разной степени паршивости. Хотя я грешу на нее конечно, как минимум до поселка Монды (даже по-моему дальше) дорога была очень хорошей по среднероссийским меркам. По пути подкрепились неплохими позами (это местные пельмени) и посетили придорожные святые места (буддистские ступы и курительные мега-трубки в березовых рощах).

Заброска (еще снимки)

Осторожно, дальше могу немного наврать с названиями и прочими подробностями. Часть дороги шла вдоль реки Иркут (кажется) и мы могли наблюдать катастрофически малый уровень воды в ней. Посмотрев на это дело решили не идти верхнюю часть Урика (там и по нормальной то воде есть довольно длинный участок, где обещали много проводок и шкуродер с острыми камнями), а забрасываться ниже к притоку Зун-Холба. Дорога туда ведет через какой-то якобы золотой рудник. Водитель нас довез до этого рудника и бросил, якобы дальше вас местная машина отвезет. Как позже оказалось можно было его не отпускать, а просто получить разрешение на проезд. Местная же машина через некоторое время и спустя n-ую сумму денег нашлась, но нам сказали, что до реки она по разным сведениями не доезжает от 4 до 15 км (я так понял это зависит от точки куда везут, если до поселка и истока ручья Зун-Холба, то получается как раз километров 15 по горам, но нас повезли немножко в другую сторону). По дороге водитель предложил отвезти нас совсем до реки, но затребовал уже совсем астрономическую сумму (многие потом пожалели, что не заплатили), мы отказались. В итоге он нас довез до горы, с которой оставалось только спуститься... Спуск там был жесткий и занял практически весь следующий день, при том что идти там было километра 3-4. Просто за раз тащить все шмотки было тяжеловато, местами ходили челноками, да и на дороге наличествовали не только спуски, но еще и подъемы, плюс один неплохой такой брод. Немного помогла пойманная встречная машина, но они подвезли совсем чуть чуть, при этом взяв денег и часть запасов спирта.

Стапель (еще снимки)

Стапелиться смогли начать только на следующий день. Узнал кое что новое о вязке рам и катамараностроении. Полезный опыт так сказать... Вечером немного потренировались, в том числе покиляли кат.

Урик перед Амбартагольскими Щеками (еще снимки)

И вот, наконец-то первый ходовой день на реке. Я иду на четверке спереди справа, немного(?) ругаемся все по поводу управления катом, но вроде как-то справляемся. Вода не сложная, местами ее практически нет и требуется проводка, а местами идет довольно активный слалом между камней, что на несхоженой четверке совсем не просто. Один раз, не разобравшись с какой стороны мы хоти обходить камень, вылетаем на него лагом и, несмотря на мягкую и слабую воду, зависаем на нем под углом градусов так 45. Чудом с него съехав обнаруживаем, что веревка (надо сказать явно не пригодная в силу своей небольшой толщины для вязки катамаранов), которой привязана рама совсем перетерлась и еще чуть-чуть и нас бы совсем разобрало. Чиним и идем дальше. Не задолго до стоянки история практически повторяется, только в более неприятном месте. Опять вылетаем лагом на камень, не справившись с узкой слаломной траекторией (есть подозрение, что данная шивера зовется порог Змейка), пока пытаемся снять у нас наполовину отваливается левая гондола и плюс, когда катамаран уже сняли, у меня не получается на него запрыгнуть и я остаюсь на камне, хорошо хоть не совсем по среди реки. Кат успешно зачалили, я успешно до него добрался, мы починились и дошли до стоянки. Встали перед входом в Амбартагольские Щеки. "Амбартагольские Щеки" - это узкое, плохо разработанное, местами недоступное ущелье - уклон 30 - 40 м/км, длина 6 км. Ну насчет 6 км это явное преувеличение, по моим ощущением там не больше трех... в целом неплохой такой участок, но по нашей воде выглядел сомнительно проходимым по габаритам. Как выяснилось потом, эта точка зрения ошибочна, но мы не шли. Целиком Щеки мне посмотреть так и не удалось, только верхнюю и нижнюю часть - пока все ходили смотреть экипаж нашей четверки чинил прорванный где-то баллон и обносил катамаран ниже щек.

Марина латает нашу потрепанную шкурку (еще снимки)

На следующее утро решили, что обносятся вообще все, а не только наша четверка. Сделали несколько ходок. Тропа обноса отличается от тропы просмотра и идет сильно верхами, зато по скалам скакать почти не нужно. Самое жесткое было тащить рамы, особенно чисто деревянную раму одной из двоек. Кстати раму нашей четверки мы после обноса сделали совсем новую чисто деревянную, а до этого у нас был странный и очень слабый дюралево-деревянный мутант.

Обнос (еще снимки)

А потом, на стоянке за Амбартагольскими Щеками, была дневка. Собрали каты после обноса, желающие обкатали нижнюю часть Щек, ну и просто по всякому душевно проводили время, загорая на солнышке. Я кататься не стал, хотел пройти вдоль ущелья посмотреть что там и как и поснимать, но где-то не доходя до середины обленился лазить по скалам и вернулся назад. Кататься тоже поленился, да и снимать решил в последний момент и с другого берега на (паршивый) телевик. В итоге снимков с покатушек очень мало и те плохие. Что еще? А, да! Особенно активные люди вечером ухитрились сходить в баню-каменку, которой любезно поделилась стоявшая по соседству группа.

Катание в нижней ступени Амбартагольских Щек (еще снимки)

Про быт (еще снимки)

После дневки у нас наконец-то был нормальный ходовой день. Воды в реке стало чуть побольше, поэтому проводить практически не приходится, но камней много и слалом продолжается. Местами река делится на многочисленные рукава, причем так, что можно запутаться. В одном из таких рукавов мы чуть один наш кат не потеряли, в смысле что он отстал, а мы не могли понять впереди он нас или сзади. Хорошо радиосвязь была ;) Через некоторое время начали появляться скальные стенки, а потом мы вообще вошли в каньон (ну не то чтобы сплошной, но скальники по обоим сторонам имелись, причем много где без возможности выбраться на берег. В каньоне прижимчики, по нашей воде не сложные, а по большой может и достаточно неприятные, учитывая многочисленные карманы в стенках. Места очень красивые, да и воды, благодаря сильному сужению реки весьма много.

Водопад (еще снимки)

За одним из поворотов в каньоне обнаружился водопад. Точнее говоря его обнаружили, причем исключительно по приметам. С воды его заметно плохо - так просто разнонная шивера и некоторое падение наблюдается... Ну да, там и есть некоторое падение - метров 8-10 наверное... ;) ... Приметы такие - после правого поворота со скальной стенкой по ЛБ и большим галечником по ПБ на левом повороте (градусов этак под 90) начинается заходная шивера с двумя камнями-бойцами. Чалиться надо в уловешник по ПБ, там тропа обноса и оборудованная стоянка (вторая стоянка внизу). Если вдруг зачалиться не удалось или прозевали заходную шиверу, то перед самым водопадом (по крайней мере по нашей воде) есть два небольших уловешника у обоих берегов.

Заходная шивера водопада (еще снимки)

Ну понятно, что на водопаде мы не могли не сделать дневку. Быстренько обнесли каты и шмотки на нижнюю (получше) стоянку и начали отдыхать.

От делать нечего и по причине хорошей погоды проспал ночь у костра, а не в палатке. Прикольно, но не на каждый день развлечение, староват я для них стал... Или надо хотя бы спальник нормальный брать.

Дневка на водопаде (еще снимки)

Весь день бродили по окрестностям, осматривали водопад, каньон и прочие достопремичательности. Рыбаки наши ловили рыбу, как на самом водопаде, так и вдоль каньона. Вроде бы ее было много, по крайней мере если судить по результатам. А вечером была баня, на этот раз наша, правда тент мы все равно у соседей стащили (они тоже к водопаду пришли). Вечер омрачило ЧП - Антон, по непроверенным сведениям в состоянии легкого алкогольного опьянения, решил немного посидеть на раскаленных камушках. В итоге оставшуюся часть похода он ходил частично травмированный, не мог сидеть в упорах и вообще "очень болела попа" ;)

После дневки грех денек веслом не поработать. После водопада каньонистый участок быстро заканчивается. По реке много перекатов, часть мелких, часть нормальных. Попадаются и вялотекущие плесы. За день прошли несколько притоков - воды в реке постепенно прибавляется. Появляются признаки цивилизации - часто пересекающая реку грунтовка, какие-то домики... Возле одного из таких домиков - базы спасателей "Соболь" мы и встали. Ориентиры - впадения крупного правого притока прямо напротив (река Даялык, тоже кстати сплавная). Спасателей как раз не было, домик чистый и ухоженный, рядом отличная деревянная баня - грех не воспользоваться. Баню, кстати, растопили прямо сразу - дрова заготовленный тоже были на месте. Вобщем пришли туристы и разорили запасы... шутка, конечно.

Даялык (еще снимки)

После дневки грех денек веслом не поработать. После водопада каньонистый участок быстро заканчивается. По реке много перекатов, часть мелких, часть нормальных. Попадаются и вялотекущие плесы. За день прошли несколько притоков - воды в реке постепенно прибавляется. Появляются признаки цивилизации - часто пересекающая реку грунтовка, какие-то домики... Возле одного из таких домиков - базы спасателей "Соболь" мы и встали. Спасателей как раз не было, домик чистый и ухоженный, рядом отличная деревянная баня - грех не воспользоваться. Баню, кстати, растопили прямо сразу - дрова заготовленный тоже были на месте. Вобщем пришли туристы и разорили запасы... шутка, конечно.

Бурундук сибирский (еще снимки)

А на следующий день опять была дневка. Точнее не так - мы разделились. Половине группы надо было срочно ехать по домам (надоело все наверное :)), а мы оставались и дневали. Вобщем попрощались с товарищами и занялись кто чем. Я вот пошел на зверюшек охотится (см. фото). Вечером опять баня - самый банный поход за все мои n-дцать лет походов.

Чертики (еще снимки - whitewater)

На следующий день вышли поздно. Такое хорошее место покидать совсем не хотелось. Прошли несколько шивер. После прохождения одной из них (прижим к скале по ЛБ, обливник посередине, довольно высокий слив) наши героические девушки решили прокатиться еще раз, не разгружая кат занеслись и устроили образцово-показательный киль через диагональ, свалившись с обливника. Жаль этого никто не снимал. Груженную двойку пригнали к берегу и долго пытались перевернуть обратно. Смогли только вшестером. Спустя несколько шивер появилось что-то похожее на порог. Приняли его за "Чертики" - ключевой порог оставшейся части реки, примерно 4-ой категории сложности и расстроились, ибо то что мы увидели тянуло лишь на 1+. Но делать нечего, у Наташи был заявлен поход 4-ой КС надо было снимать прохождения так, чтобы выглядело страшно. Честно говоря не получилось. Но к счастью оказалось, что мы обознались - за этим порогом были отличные порог-горка, а затем и настоящие "Чертики" (КС по нашей воде где-то между 3+ и 4-). Красивый порог, в котором река пробивается через высокие базальтовые (?) скалы с острыми гранями. Первая ступень - слив с обливником всередке и котлом за ним, сильным прижимом к скале по ЛБ и хорошей такой бочкой по ПБ. Вторая ступень - небольшой прижим к камню после участка быстротока. Затем третья ступень - еще один прижим к следующему камню с хитрой формы валами, затрудняющими маневрирование.

С "Чертями" вышла некоторая засада, даже две. По не зависящим от меня причинам (вдаваться в них не хочу), я во-первых, их не шел, а во-вторых не заснял прохождение четверки. Даже не знаю что меня больше расстроило... ну вобщем-то не страшно, я ж не за экстримом ехал. Но порог очень интересный.

За порогом еще немного прошли и встали на стоянку, опять возле каких-то домиков. На этот раз разительный контраст с базой спасателей - свинюшник полный, валяются открытые консервы и прочая какая-то гадость. В дом не пошли, ставили палатки.

Наши замечательные девушки (еще снимки)

Последующие два дня были посвящены методичной гребле по относительным плесам. Нет, я бы не сказал, что это такие уж плесы. Течение практически везде ощущалось, местами весьма быстрое. Попадались перекаты и прижимчики. Прошли два участка которые можно назвать каньонами (с красными и белыми скалами соответственно). Места обалденно красивые - в Урик водопадиками впадают десятки ручьев и даже небольших речушек. Жалко снимать на ходу не получалось, может на видео будет. Начали попадаться рыбаки, поднимающиеся вверх по реке на лодках, какие-то явно часто посещаемые домики. Нет, народу на реке совсем не много, не Карелия, но люди есть. Прошли мимо поселка Шанхар от которого, по некоторым сведениям, можно выбраться на машине, но как показали данные разведки машин там отродясь не было, да и вообще из всего поселка не заброшено только одно хозяйство. Так что пришлось нам еще немного погрести до впадения Урика в реку Большая Белая (которое некоторые группы по слуха ухитряются не заметить, впрочем Белая выглядит меньше Урика). Идя по Белой начали искать стоянку и увидели еще одну группу (кстати из Москвы), сушившую (под дождем!) каты. Оказалось, что до этого места есть дорога из какого-то поселка, где по словам местных есть транспорт. Вобщем мы быстро подсуетились и договорились выбрасываться на следующее утро вместе с ними. Разобрали каты и в первом приближении собрали шмотки.

Выброска (еще снимки)

Утром наш поход окончился. Машина до станции Черемхово (больше Слюдянки кстати оказалась, с огромным вокзалом), электричка в Иркутск, расставания, вокзал, размышления о том куда девать еще полтора дня или как бы поменять авиабилеты.

По поводу билетов. В аэропорту пошел в офис аэрофлота узнать нельзя ли что-нибудь сделать. Сказали мест нет, но можно попробовать на досадку пойти, т.е. подойти уже после регистрации и узнать есть ли свободные места. Но придется доплатить... Когда мне сказали сколько придется доплачивать с 7 с чем-то тысяч до кажется 24, я как-то предпочел остаться еще на две ночи в Иркутске. Поселился в гостинице прямо возле аэропорта, условия паршивые, но душ в номере был, а больше мне вобщем-то ничего и не нужно было. Побродил совсем немного по городу, ничего толком не посмотрел, закупился книжками и пол дня провалялся в гостинице поглощая литературу.

А потом были самолет, Москва и работа...

Все записи в ЖЖ по поводу этого похода и, в том числе, некоторые не вошедшие в рассказ кадры можно найти по этой ссылке