Рано утром солнце опять светило в окно гостиницы. Встали, собрались, вытащили вещи и лодки к выходу, тут за нами и приехали воркутинцы и отвезли на вокзал. Опять безвозмездно.
Нашли на вокзале Васю, довольного сэкономленными рублями. В местном поезде Воркута-Лабытнанги народу много, пришлось лодки опять в багажный вагон кидать, к счастью в этот раз он был вроде как официально (300 р за лодки и стрингерную упаковку содрали!). Едем жутко долго - сначала часть дороги назад, до Сейды, затем в сторону Лабытнанг.
На 110 км вылезли. Нашего договоренного вездехода нет, будет в лучшем случае завтра днем. Вместо него поджидает человек который предлагает завезти до верховий Лонгота на ГАЗ-66, да еще и дешевле чем на вездеходе (12000 р. место 16000 р.). Чувствуем подвох, но соглашаемся. Остается ждать часа два, пока он поменяет масло или что-то еще такое сделает. Гуляем по округе.

Высадка на 110 км

Вот это техника!

Дальше обойдемся без поезда
Погрузились на машину и поехали. Километров через 3-5 брод через Большую Пайпудыну (по ней в советское время пролегал маршрут на Лонгот - подъем вверх по течению километров 60, потом еще волок через хребет). Воды вроде мало, но посреди речки застреваем, машину даже немножко сносит. Потыкавшись, водитель говорит, что нужно звать вездеход вытаскивать и уходит. Вылезаем из кузова, расслабляемся на берегу. Между прочим, вылезти там было не так уж и просто, течение сильное, довольно глубоко, а десятком метров ниже - развалины моста, в которые преотлично бьет струя. Приходилось устраивать акробатический перелаз через кузов вперед машины, потом спускаться с кабины и только там идти в брод.

Тонем

Большая Пайпудына. Остатки моста

Большая Пайпудына

Большая Пайпудына. Маленькая протока
Ждать приходится долго. Холодает. Решаем, что сегодня нам уже ничего не светит и начинаем вытаскивать вещи из машины. Тут, наконец, появляется вездеход с пьяными геологами. Они нас вытаскивают, но в качестве оплаты требуют, чтобы с ними выпили из наших запасов. Отправляем добровольцами Васю с Олегом, они жертвуют бутылку водки. Геологи уезжают, описав на вездеходе большой круг и передавив при этом половину окрестной тундры. Едем дальше.
Дорога в принципе вполне неплохая - хорошая, сильно укатанная насыпь - грунтовка. Только местами ее размывает почти в ноль, приходится объезжать понизу. Доехали до развалин базы геологов на Пайпудыне. Там стоят какие-то русско-чешские толи туристы, толи натуралисты. Наш водитель обещает их забрать на обратном пути.
Еще один брод через Пайпудыну, на этот раз водитель - верх внимательности, долго высматривает оптимальный заход, в результате проезжаем без проблем. Зато дальше хорошей дороги нет, плюс та что есть сильно разбита местами чем-то тяжелым. Спустя несколько сот метров после брода застреваем в грязи. Вытягиваемся лебедкой.
По дороге проезжаем пару стойбищ аборигенов. Толком не рассмотрели, но: несмотря на ночь к нам выбежала куча детей, прибежали взрослые и очень интересовались спиртным, у аборигенов кроме оленей есть как минимум вездеходы, прогресс дошел и до здешних мест - чумы стали делать из какой-то синтетической ткани. А еще, от колес машины в стороны бросается в большом количестве всякая дичь, если конкретно - зайцы.
Встали на какой-то галечной косе Лонготьегана - водитель сказал, что уже поздно и дальше не поедет. Стоянка не ахти, аборигены в пределах видимости, плюс если подымится вода, то все затопит. Но пока уровень воды в реке - минимум того, по чему можно пытаться плыть. И спать уже давно хочется. По здешним меркам, похоже, уже настало утро (3-ий час ночи по Москве, рассвет во 2-ом часу, закат около 23 вроде). Светло.

Лонготьеган. Первое знакомство
Разбирая рюкзак обнаружил помятое и протекшее топленое масло :(. Ругаюсь, теперь вещи от него фиг ототрешь. А вроде нормальная упаковка была, с плотной крышкой, жесткая. Хорошо подсолнечное цело осталось, а то вещи пришлось бы вообще выбрасывать.